Содержание
Что за курс?
Копирайтеры Студии ЯЛ постоянно проходят обучающие курсы. Во-первых, чтобы учиться чему-то новому. Во-вторых, чтобы обновлять уже имеющиеся знания. Один из них – онлайн-курс по орфографии и пунктуации от организаторов Тотального диктанта.
Кто-то скажет, что сейчас не обязательно знать правописание. Якобы компьютеры давно стали умнее людей, поэтому могут сами исправить допущенную человеком ошибку и расставить запятые там, где нужно. Возможно, но не во всех случаях. Русский язык постоянно обновляется и имеет столько исключений из правил, что даже профессиональным филологам периодически нужно закрывать появляющиеся пробелы. А что тогда говорить про обывателей?
Но вернемся к курсу
Кому полезен: всем – от иностранцев, изучающих русский язык, до носителей, которые хотят грамотно писать не только школьные диктанты. И сфера их профессиональной деятельности не имеет значения.
Из чего состоит: из 28 тем, разбитых на 4 больших модуля – «Гласные», «Согласные», «Слитное, раздельное, дефисное написание» и «Пунктуация». 5 блок – финальный проверочный тест.
Чем отличается от стандартных тестов по проверке правописания: форматом обучения, уровнем сложности и подходом к проверке знаний.
Структура уроков
- Видео. Сначала эксперты Тотального диктанта лингвист Мария Ровинская и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов рассказывают теорию. Причем Мария берет во внимание только правила и исключения, а Владимир – интересные факты по данной теме.
- Текст. Для тех, кому проще прочитать, чем слушать и смотреть видео, вся информация дублируется в текстовом формате.
- Тесты. Практическая часть, в зависимости от сложности урока, может включать от 3 до 12 тестовых заданий. В некоторых нужно просто отметить подходящие варианты ответа, а в других – самостоятельно написать пропущенную букву, слово или знак препинания.
Результаты: после прохождения курса каждый ученик получает сертификат, в котором указана общая оценка в процентах. В копилке наших копирайтеров сертификаты с максимальным количеством баллов (635) и 100% оценкой.
Плюсы и минусы курса
Главное преимущество – удобная платформа, на которой проходили занятия. При помощи бокового меню можно быстро переходить в нужный урок, чтобы посмотреть видео, повторить теорию или пройти тест.
Вся информация четко структурирована, а сами темы расположены логично – от простого к сложному.
Единственный недостаток – отсутствие модерации в комментариях. Предполагалось, что в них будут задавать вопросы и писать о трудностях, с которыми пользователи столкнулись при выполнении задания. Но сейчас там больше комментариев с правильными ответами, и это часто сбивает.
Что нового и интересного узнали из уроков
Некоторые факты были знакомы нам еще со школы, а другие стали открытием. Расскажем про самые интересные.
- Почему слово «подростковый» – не исключение
По правилу на месте безударной гласной перед -ст в корне должна быть буква «а», но вместо нее «о». Выходит, это самое настоящее исключение, только про него почему-то не говорят в школе. Причина простая – ударение. Раньше рекомендовалось произносить подрόстковый, а не подросткόвый, как сейчас.
- Как правильно – спинер или спиннер
Написание заимствованных слов чаще всего определяется пользователями языка. Как пишет большинство – так и правильно. Но в то же время есть норма, по которой в заимствованных словах не сохраняется удвоение согласного после корня. Поэтому мы чаще пишем «шопинг», а не «шоппинг», «блогер», а не «блоггер».
Однако в слове «спиннинг» пишется удвоенная согласная. Это исключение из правил – оно просто прижилось с таким написанием. Получается, спинеру просто нужно дать время на освоение, чтобы пользователи (или все-таки норма) определили, как правильно – спинер или спиннер.
- Когда жареная, а когда – жаренная
Тут все просто. Если нет зависимого слова – пишем одну «н», а если есть, то две. Но нужно быть внимательными. Например, если картошка сразу жарилась с грибами, то будет «жаренная с грибами картошка», а вот если их добавили уже после жарки, то получится «жареная картошка с грибами».
- Безсульфатных шампуней не существует
Нет, это не кликбейтовый заголовок статьи, а чистая правда. Продавцы почему-то игнорируют простое правило и перед словом, которое начинается с глухой согласной, пишут приставку с буквой «з», а не «с», как положено. Получается, что есть «бессульфатные» шампуни, а «безсульфатных» – нет. Но в сети нам упорно предлагают купить именно «беЗсульфатные», заботливо исправляя запрос с правильно написанным словом.
И не стоит забывать про слово «чересчур», которое вызвало трудности при написании Тотального диктанта 2018 года. Буква «ч» – глухая, поэтому на конце приставки должна быть «с». Если, конечно, вы не переправляетесь через Чур. Это река такая в Удмуртии.
- Иногда вперемежку, а иногда вперемешку
Эта пара слов – омофоны. Они звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения.
«Вперемежку» можно проверить словом «перемежаться». Значение – чередоваться в определенном порядке. Пример: у отличника в рюкзаке учебники вперемежку с тетрадями.
«Вперемешку» проверяется словом «смешаться». Значение – беспорядочно перемешиваться. Пример: у двоечника в рюкзаке учебники вперемешку с тетрадями.
Получается, написание зависит от того, какой смысл вы хотите вложить в это слово – показать ответственность и порядок или совсем другие качества.
Помимо правил пунктуации, из курса еще можно узнать:
- как отличить вводное слово от служебного;
- как правильно называть жителей разных городов;
- и почему «полька» как танец и «полька» как жительница Польши – не одно и то же слово.
Вместо вывода
Если вы из тех, кто периодически сомневается в написании «не» и «ни» или не знает, нужно ли ставить запятую, смело проходите курс «Никогда не пиши “ни когда”». Это хороший способ проверить свои школьные знания и освежить их, если что-то забылось. А еще возможность узнать много интересного о языке, на котором ежедневно не только говорите, но и пишете.
Другие материалы на тему:
- Правки разные нужны, правки разные важны. Но не все из них полезны.
- Наши копирайтеры повышают квалификацию
- Рецензия на курс «Digital-аналитика»