Сегодня речь пойдет о еще недавно популярном в социальных сетях конфликте, где 14-летняя девочка – Оля Тыква – подверглась травле со стороны десятков тысяч взрослых радикально настроенных мужчин. А также о том, как Студия ЯЛ пришла на помощь девочке и погасила очень крупный интернет-конфликт.
Кто такая Оля Тыква?
Популярной Оля стала очень быстро, как и принято в современных соцсетях, и особенно в ТикТок. Однако эта популярность прошла в две волны. Первая – после записи
В целом все шло прекрасно – видео вирусятся, подписчики растут, контент востребован, но затем блогерка привлекает внимание негативщиков. Причиной травли стал контент юной блогерки: большая его часть посвящена феминизму и ЛГБТ+ сообществу. Начинается это с мемов, пародий и «дуэтов» в Тиктоке. Но скоро комментарии и картинки превращаются в реальные оскорбления и угрозы самой Оле, ее семье и друзьям. Более того на смену безобидным мемам приходят рисунки с порнографическим содержанием. Количество упоминаний имени Оли росло в невероятных количествах, о конфликте писало множество пабликов, сайтов, СМИ – он дошел даже до федеральных каналов.
В неравной борьбе с негативом близкие блогерки решили, что ей нужна помощь профессионалов и решили заказать в Студии ЯЛ услугу «управление репутацией».
Каков масштаб конфликта?
Первым делом специалисты Студии ЯЛ проанализировали сложившиеся вокруг блогерки сообщества и разделили их на две категории.
- Первая – негативщики и их сторонники, рост которых подпитывали своей аудиторией крупные каналы и сообщества: «Айтипедия» (2,5 миллиона подписчиков на Youtube, 382 тысячи в ВК, 90 000 в Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)) и «Двач» (520 тысячи подписчиков в ВК).
- Вторая категория была представлена тысячами человек, которые писали комментарии в защиту Оли, а также запустили популярные хэштеги: #олятыква (12 миллионов упоминаний в ТикТок), #ямыолятыква (1,5 миллиона упоминания в ТикТок).
Обе стороны в итоге увеличили количество упоминаний Оли Тыквы в сети в несколько раз. Кстати, для попадания конфликта в
Как Студия ЯЛ гасила конфликт?
С помощью сервиса мониторинга соцсетей было собрано несколько десятков тысяч негативных упоминаний, которые условно можно поделить на две группы:
- Посты в различных социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, ТикТок, Инстаграм (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Телеграм, Твиттер, Фэйсбук. Подавляющее большинство из них – негативные упоминания, троллинг или возмущенные посты сторонников Тыквы.
- Комментарии и репосты материалов из первого пункта в тех же социальных сетях. В основном это были либо репосты «Двача», либо открытые словесные перепалки в комментариях.
По итогам анализа было решено работать с комментариями отдельно, а с постами отдельно, поскольку посты не всегда имели достаточную негативную тональность.
Начинаем активно работать с постами
Именно с ними возникли наибольшие сложности. Сообщества и каналы, в которых распространялся негатив, имеют большое количество настоящих (не накрученных) подписчиков, поэтому соцсети требуют серьезного обоснования каждой жалобы (особенно это касается Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и YouTube – их форма для жалобы требует поминутного указания негативных упоминаний в видео или фактических данных в посте).
- необходимо было зарегистрировать и «прогреть» (совершить действия, похожие на действия реального человека) большое количество аккаунтов во всех социальных сетях;
- оставить жалобы на особо крупные посты и обосновать каждую из них, постаравшись указать разные причины, чтобы социальная сеть не воспринимала эти действия за работу по алгоритму;
- направить реальных сторонников Оли Тыквы на борьбу с негативными постами, рассказав им как именно нужно делать.
Что делать с негативными комментариями?
Значительно легче проходила работа по удалению негатива в комментариях – механизм жалобы здесь гораздо более простой, социальные сети удаляют их более охотно.
Первое, что нужно было сделать, удалить негатив к самой блогерке. Наиболее эффективно обрабатывались жалобы на посты с порнографическими карикатурами на несовершеннолетнюю. Эти комментарии социальные сети удаляют по первому же запросу – достаточно отправить жалобу на распространение детской порнографии. Обычно удаление происходит через несколько часов.
Следующая категория комментариев – угрозы и оскорбления. Они удалялись не так быстро, но столь же эффективно: необходимо было пожаловаться на «призыв к травле». В данном случае помогло также и то, что сторонники Тыквы представляют достаточно активное сообщество, поэтому одного призыва к подаче жалобы в комментариях достаточно, чтобы спровоцировать нужные для удаления негатива действия. Активные пользователи вступали в перепалки с разжигателями травли и массово жаловались на негатив. Это очень сильно помогло в работе.
Какой результат дали наши действия?
Студия ЯЛ еженедельно отслеживала количество негатива, и после каждого призыва сторонниц Оли Тыквы к жалобам на негатив, его количество сокращалось на несколько десятков, а то и сотен единиц.
- Качественный анализ негатива помог очень быстро и четко разграничить его по категориям и работать одновременно с каждой из них.
- Оперативные действия – множественные жалобы на негатив, правильный выбор причины жалобы и активные призывы сторонников блогерки делать то же самое, быстро свело конфликт на нет и остановить шквальный прирост негативных комментариев.
- Удалены посты и комментарии по жалобам на:
- разжигание ненависти и призыв к травле – 1811 упоминаний
- распространение детской порнографии – 938 упоминаний
- оскорбления или угрозы – подсчет удаленных только нашими силами комментариев мы остановили после 3000 – было решено перейти на подсчет удаленного негатива в процентах. По итогам работы Студии ЯЛ и огромной помощи активного сообщества удалось вычистить около 81% комментариев, содержащих оскорбления и угрозы.
На сегодняшний день конфликт угас, новые комментарии не появляются, а их общее количество пришло в «нормальное» для потухшего интернет-скандала.
Наш опыт показывает, что подобные конфликты можно погасить достаточно быстро. Для этого достаточно резко снизить вовлеченность в него людей. Поэтому удаление негатива работает максимально эффективно. Большая его часть создается довольно небольшим количеством пользователей, остальные пассивно транслируют их негатив – делают репосты, отвечают на их посты и т.д. Удаление постов от «создателей» негатива, самых ярых хейтеров, позволяет очень быстро гасить конфликт, т.к. те, кто просто репостят чужие посты, как правило, не могут сами что-то создавать. Направив основные силы на борьбу именно с активными комментаторами, команде Студии ЯЛ и сообществу удалось буквально за несколько недель свернуть конфликт, который активно набирал обороты и по всем законам жанра должен был «жить» минимум 2-3 месяца.
-
Удалено 1811 комментарий
за разжигание ненависти -
Удалено 938 комментарий за распространение «ЦП»
-
Удален 81% комментарий
с оскорблениями и угрозами